Сообщество для тех, кому не всё равно...
Вопрос, который я хочу вам задать, волнует меня давно. Это один из тех вопросов, из-за которых я покинула православие. Но я ни в коем случае не хочу задеть ваши чувства=) Я просто ищу свой путь...
Вторая заповедь гласит: "Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им."
На одном из православных сайтов данная заповедь комментируется так:
Этой заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров - вещественных или воображаемых - служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести.
Писалась эта заповедь во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В то время отдельные люди и целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных, всяких страшилищ - все, в чем темное суеверие видело что-то, необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем - Христианское учение принесло людям светлое учение об едином Творце вселенной, любящем Отце, заботящемся о людях. С веками христианская вера вытеснила древние суеверия почти повсюду, и язычество сейчас ютится только в немногих уголках мира, как остатки прежней тьмы - частично в Японии, Китае, Индии, среди диких племен Южной Америки и Африки, доживая свои последние дни.
Для современного человека буквальное поклонение идолам - немыслимо и даже смешно. Тем не менее, если не буква, то дух второй заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами. Идолом делается "наука", когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Страсти: наркомания, пьянство, курение, азартные игры, чревоугодие - все это жестокие кумиры несчастного грешника.
Отвергать же почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую заповедь - неправильно. Икона, изображающая Святую Троицу или Спасителя, в православном понимании не воспринимается православным человеком, как божество, но как напоминание об истинном Боге. Икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Здесь изображение является символом на таких же правах, как и слово.
Молясь перед иконой, православные люди воздают честь не веществу, из которого икона сделана, но Тому, Кто на ней изображен. Человек так устроен, что его зрение, слух и другие чувства имеют огромное влияние на его мысли и духовное настроение. Гораздо легче обращаться мыслью к Спасителю и сознавать Его близость, когда видишь перед собой Его пречистый лик, или крест, нежели когда перед тобой пустая стена или что-либо отвлекающее твою мысль от молитвы.
Не противоречит второй заповеди и почитание святых угодников Божиих, их икон и мощей (святых останков). Святые - наши старшие братья. Бог у нас один, а ангелы и святые являются нашими помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Мы обращаемся к ним, прося молиться о нас перед престолом Божиим и помогать нам в добром. Ведь Сам Господь повелел: "Молитесь друг за друга". Как мы знаем из Евангелий, Господь часто по молитве одних, помогал тем, за которых они молились. Надо понять, что человек призван спасаться не в одиночку, но именно в Церкви - в этой великой семье, в которой все должны помогать друг другу достичь спасения. Мы, верующие на земле и святые на небе составляем одну духовную семью.
До сих пор для себя я не решила вопрос о том, насколько верна вышеизложенная точка зрения. Мне казалось, что люди частенько забывают, что молятся Богу, а не иконе. Зачем иметь в машине маленькие иконки? Чтобы она спасла от катастрофы...Но если в твоем сердце Бог, разве нужна тебе икона? Таких примеров много...
Может, человеку и легче молится, имея перед собой образ...Но мне это слышать странно. Как же я молюсь? Закрываю глаза, ухожу в укромное место....Да и уходить мне необязательно, главное, чтобы мне никто не мешал...
А что думаете вы по этому поводу?
Вторая заповедь гласит: "Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им."
На одном из православных сайтов данная заповедь комментируется так:
Этой заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров - вещественных или воображаемых - служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести.
Писалась эта заповедь во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В то время отдельные люди и целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных, всяких страшилищ - все, в чем темное суеверие видело что-то, необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем - Христианское учение принесло людям светлое учение об едином Творце вселенной, любящем Отце, заботящемся о людях. С веками христианская вера вытеснила древние суеверия почти повсюду, и язычество сейчас ютится только в немногих уголках мира, как остатки прежней тьмы - частично в Японии, Китае, Индии, среди диких племен Южной Америки и Африки, доживая свои последние дни.
Для современного человека буквальное поклонение идолам - немыслимо и даже смешно. Тем не менее, если не буква, то дух второй заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами. Идолом делается "наука", когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Страсти: наркомания, пьянство, курение, азартные игры, чревоугодие - все это жестокие кумиры несчастного грешника.
Отвергать же почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую заповедь - неправильно. Икона, изображающая Святую Троицу или Спасителя, в православном понимании не воспринимается православным человеком, как божество, но как напоминание об истинном Боге. Икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Здесь изображение является символом на таких же правах, как и слово.
Молясь перед иконой, православные люди воздают честь не веществу, из которого икона сделана, но Тому, Кто на ней изображен. Человек так устроен, что его зрение, слух и другие чувства имеют огромное влияние на его мысли и духовное настроение. Гораздо легче обращаться мыслью к Спасителю и сознавать Его близость, когда видишь перед собой Его пречистый лик, или крест, нежели когда перед тобой пустая стена или что-либо отвлекающее твою мысль от молитвы.
Не противоречит второй заповеди и почитание святых угодников Божиих, их икон и мощей (святых останков). Святые - наши старшие братья. Бог у нас один, а ангелы и святые являются нашими помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Мы обращаемся к ним, прося молиться о нас перед престолом Божиим и помогать нам в добром. Ведь Сам Господь повелел: "Молитесь друг за друга". Как мы знаем из Евангелий, Господь часто по молитве одних, помогал тем, за которых они молились. Надо понять, что человек призван спасаться не в одиночку, но именно в Церкви - в этой великой семье, в которой все должны помогать друг другу достичь спасения. Мы, верующие на земле и святые на небе составляем одну духовную семью.
До сих пор для себя я не решила вопрос о том, насколько верна вышеизложенная точка зрения. Мне казалось, что люди частенько забывают, что молятся Богу, а не иконе. Зачем иметь в машине маленькие иконки? Чтобы она спасла от катастрофы...Но если в твоем сердце Бог, разве нужна тебе икона? Таких примеров много...
Может, человеку и легче молится, имея перед собой образ...Но мне это слышать странно. Как же я молюсь? Закрываю глаза, ухожу в укромное место....Да и уходить мне необязательно, главное, чтобы мне никто не мешал...
А что думаете вы по этому поводу?
По-моему, вы сами и ответили прекрасно на свой вопрос процитированной статьей
А насчет того, что многие люди относятся к таким иконкам в машине по-язычески, как вы говорили... Увы, не только к иконам, а и ко всем обрядам. Но происходит это вовсе не от ущербности православной веры, а от неправильного понимания веры самими (подчеркну: отдельно взятыми) людьми.
Вот и я о том же...Человеку становится сложно обратиться к Богу без иконы...Это то и пугает...
Андрюха Пяткин ДА, согласна...Но я почему-то встречаю в основном людей, которые переоценивают значение иконы...То есть, если в каком-то журнале я увижу напечатанный рисунок какого-либо святого, я могу молиться прямо на журнал? Я просто чего-то не понимаю...Но мне очень важно понять...
Кстати, в другом сообществе я получила такой ответ, в виде цитирования самой Библии:
"Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус"(Тим. 2:5)
И Библия говорит, что не "Мария" или кто-то еще ходатайствует за нас, а Сам Дух Святой и Иисус Христос: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными". (Римл. 8:27)
"Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Римл. 8:34).
Ну зачем же прямо на журнал
Кстати, если интересно - вот очень хороший сайт об иконе и иконописи http://dom-ikon.narod.ru/
Очень интересную тему Вы затронули. Мы хотя люди не православные и вовсе даже не христиане, но довольно много занимались и этим вопросом в частности. Действительно, бывает удивительно слушать объяснения священнослужителей и церкви относительно икон в свете всем известной заповеди. Было бы крайне хорошо, если бы человек, залезая в свой Джип или Жигуль, действительно помолился бы... Эх, наверное тогда бы мы все были бы чуточку счастливее.
Здесь очень интересный знаете какой момент. Представим ситуацию, что человек, пострадавший за правду, посажен в темницу. И сидит там всю жизнь. Он крещенный человек, но в темнице у него нет ни креста, ни икон, ничего. Разве от этого утратиться его вера, разве от этого ему будет труднее общаться с Богом? Ни в коем случае. Возможно, что вера его возрастет и окрепнет, а духовное зрение расшириться. Ведь обратите внимание, почти во всех церквях, у которых есть хоть какие-нибудь деньги, все иконы спрятаны за стекло. Понятно, пыль, гарь и все прочее могут испортить икону... НО!!! Разве это не лицемерие? Разве такой подход способствует лучшему налаживанию "контакта". Представляете, вы приходите на прием к врачу, а он сидит в стирильном запаянном стеклянном кубе и оттуда с вами разговаривает. Может несколько утрированно, но все же... Иконы, конечно, неотъемлемый атрибут православного богослужения и прекрасный образец искусства, но не стоит за нарисованным ликом видеть Бога. Бог только внутри человека, в его сердце, разуме и душе. И больше его нигде быть не может и не должно
А на самом деле, мы сейчас пытаемся решить одну из проблем, которая в том числе послужила причиной появления различных христианских конфессий и является для многих священнослужителей, налаживающих межконфессиональные контакты, камнем приткновения и по сей день
16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Лк.16:16
Если имеем веру и для усилия нужна икона - хорошо, главное, не облениться и не ослабеть духовно.
Вы не судите, да не судимы будете. Глубоко верующие люди действительно молятся перед тем, как отправиться в дорогу, и я это сам не однократно видел. Так что считайте, что мы все-таки стали счастливее
В тюрьмах же многие верующие люди, не имея возможности молиться глядя на крест или икону, сооружали крест из подручных материалов, а одаренные художественными талантами даже рисовали иконки. И в этом нет ничего предосудительного. Да, в идеале общению с Богом не должно мешать отсутствие Его образа перед глазами. Но человек немощен. Глядя 10 лет на голые стены камеры можно сойти с ума аж запросто. Это как с фотографией любимого человека: глядя на нее намного проще и приятнее вспоминать об этом человеке, и разлука переносится легче, чем если бы этой фотографии не было.
А про врача в стеклянном кубе - это Вы загнули
Вы вот еще говорите, что (цитата) "Бог только внутри человека, в его сердце, разуме и душе. И больше его нигде быть не может и не должно". Простите, но христиане, независимо от конфессии считают, что Бог - Вездесущий. То есть Он - везде, а не только в сердце человека. Если человек может любоваться игрой бабочек на лугу или закатом и видеть в этом руку Создателя, то тем более прилично думать о Нем, глядя на святой образ, который рисовался с молитвой, верой и Божьей помощью.
звучит красиво. А как относится к куполам с крестами - тату , или распятие Спасителя с голой дамой? Это группа особо верующих ЗК?
На одном из православных сайтов данная заповедь комментируется так:
Этой заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров - вещественных или воображаемых - служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести.
Извините меня но это полная ерунда я даже дальше не стал читать и все рассуждения далее бессмыслены. На самом же деле это понимается так: Нет на свете ничего идеального кроме Бога и поэтому поклонение не идеальным существам есть поклонение их грехам. Есть возражения пишите.
Ещё элементарный вопрос: Ветхий Завет писался когда святых небыло но в православии им жожно покланяться как так ?
А вобще, немного непонятна логика: если человек считает, что обсуждается ерунда, то зачем он принимает участие в обсуждении?
А по поводу ерунды, ерунда не то что вы обсуждаете это даже хорошо т.к. лишь в споре рождается истина, а то что было написано по поводу заповеди.(Если не так написал то извините)
Там все очень хорошо рассказано про почитание ветхозаветных святых Церковью. А чтобы совсем уж убедиться в том, что это правда, поищите в списке икон http://days.ru/Images/alln.htm там вы найдете наряду с остальными святыми много имен ветхозаветных пророков: Моисея, Илии, Иезекииля, царя Давида и других. Вы бы сначала хоть ознакомились с вопросом, прежде чем так категорично утверждать, что Православная Церковь не почитает их за святых. Я не знаю как там дело обстоит с Магометом, но Моисей и пророки говорили Духом Святым, и уже это является свидетельством их святости. Грязнуля не может работать в стерильной обстановке операционной, для этого он должен сначала вымыться и продезинфицировать руки. И тогда он из грязнули превращается в чистюлю :-) Так же и обычный человек, прежде чем не изменится внутренне и не станет святым, вряд ли сможет правильно, без искажений донести слова Господа до людей.
И еще раз по поводу ерунды. Намек номер 2: вы все же подумайте, насколько корректно в православном сообществе называть ерундой официальную позицию Церкви.
У Бога много имён но каждый находит своё.
Спор по сути своей бессмысленен, т.к. не приводит к нахождению истины.-Бог един для всех и не важно какая религия и киких святых чтит в своих храмах. Евреи только недавно признали существование Христа как историческую
личность. А ведь Будда жил за 500 лет до Иисуса.
Камо грядеши?
А ведь люди почитают и Будду и Иисуса и Магомета.
Ведь Человек с одинаковым почтением относится к любой Вере так как это прежде всего уважение мнения другого.
"На одном из православных сайтов" действительно ли это позиция церкви? Какая разница кто "висит" в церкви.
Грязнуля не может работать в стерильной обстановке операционной, для этого он должен сначала вымыться и продезинфицировать руки. И тогда он из грязнули превращается в чистюлю :-)
Офицер КГБ мог быть попом но не каждый батюшка мог стать офицером КГБ- это пример подобной логики, подменять понятия
это уже демагогия.
но Моисей и пророки говорили Духом Святым, и уже это является свидетельством их святости
А разве простые люди не могли получать откровения?
Спасибог за беседу.
На последний вопрос ответ зависит от того, в каком свете на него смотреть. Коротко: никакой разницы (в идеале), если судить по внутреннему состоянию человека, и очень большая разница, если уходить в догматические и литургические дебри
я не осуждаю православных христиан за поклонение перед иконами и мощами... хотя слово Божье насколько мне открылось, говорит что это все таки не очень хорошо... но на мой взгляд православие усложняет то, что Бог сделал простым.... все ведь просто: молитва это общение с Отцом, может комуто проще разговаривать со своими земными родителями по телефону ставя перед собой их фотокарточку.... если так, то в принципе ничего плохого в этом нет...
и еще мне несколько непонятны "молитвы святым" я в библии не встретил ни одного упоминания об этом... напротив Христос лукавому сказал "Господу Богу одному поклоняйся и Ему одному служи" я неоспариваю святость этих людей, но Ходатай у нас по библии один, и сидит Он сейчас одесную Отца.... так зачем искать еще каких то ходатаев, пусть и святых? разве они ближе к Богу чем Христос? или Иисус вы считаете настолько занят, что неуспевает за всех ходатайствовать??
Главное принять верой жертву Христа, и исполнять Его заповеди.... "и чистые сердцем Бога узрят" кст. где то вверху писали вроде, что с первоапостольских церквей пошли иконы..... я очень в этом сомневаюсь...апостол Павел (бывший Савл, иудей, фарисей из фарисеев) врядли бы к этому пришел, ему чтобы начать не евреям Евангелие проповедовать нужно было что бы три раза Бог ему предложил....
я например когда молюсь закрываю глаза, особенно в церкви иначе начинаю отвлекаться то туда посмотрю то туда... так что сосредоточиться на Боге можно просто закрыв глаза....
вот только что вспомнил помните как Даниил молился? он открывал окна в сторону Иерусалима... и я думаю смотрел просто в небо.... как помните Даниил умел обращаться к Богу без изображений... даже в критических ситуациях
с любовь брат Андрей