Интеллект против прухи бессилен
(взято с http://www.pues.ru/orthodox/propov/pp.htm)



В день памяти святых первоверховных Апостолов приводится именно тот случай из жизни Петра, когда на вопрос Господа: "а вы за кого почитаете Меня?" – он ответил: "Ты – Христос, Сын Бога Живаго". И тогда Господь сказал: "Блажен ты, Симон, сын Ионин", но блажен вовсе не потому, что ты такой умный, что своим умом все понял. "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах". Бог ничего не делает напрасно и не расточает Свои дары впустую. А значит, блаженство Петра в том, что хотя и несовершен он был тогда по плоти и по разуму, но Бог увидел самую глубину его души, и ему одному открыл истину о Своем Сыне.

Хотя другие, по-видимому, были сильнее Петра. Ведь не кого-то, а того же Петра плоть и кровь заставили тут же прекословить Господу, а впоследствии – трижды отречься от Него. И все же то, что было усмотрено Господом, никуда не делось. И хотя пал Петр своими делами, своей плотью, но тот же Петр на мучительные вопросы воскресшего Иисуса: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?" – из самой этой глубины отвечает: "Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя". Да, Господь все знает, даже то, чего не знает сам человек, и поэтому Он даже после предательства не снял с Петра обетования, однажды данного: "Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее".

А Павла Господь усмотрел еще на большей глубине, когда тот был лютым гонителем церкви. Но одним прикосновением, одним вопросом: "Савл, что ты гонишь Меня?" – Господь возродил его к жизни. И вот уже и Петр, и Павел делают одно дело Божие, предавая плоть и кровь в жертву Богу.

В Божьем человеке нет лукавства, он всем открыт: "Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" И если живущие по плоти обычно хвалятся, что царь осыпает их всякими благами, Божий слуга хвалится, что он "гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти". Другие хвалятся, что царь выполняет каждую их просьбу. А Божий слуга не скрывает, что Господь не внял его троекратным молитвам и не удалил ангела сатаны, который удручал его.

И постепенно, преображая плоть и кровь, Господь возвышает Своих избранников. Даже до того, что еще при жизни показывает рай и дает слышать "неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать". Мало того: Он дает и самые "ключи Царства Небесного" и говорит: "Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".

Так, в каждом человеке есть глубина, где сам еще себя не видишь, но тем не менее это ты, и никто другой. И сначала один только Бог видит, как, например, в рыбаке Симоне кроется "камень" Петр, и как в гонителе Савле сокрыт "избранный сосуд", Павел. И начинает Господь класть основание Своей Церкви именно с этой сокровенной глубины. И Божий человек потому стоит так твердо, что как бы высоко ни вознес Бог, его сокрушенное сердце всегда на глубине былого падения. Павел говорил о себе, что "недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию" (1Кор.15,9). А Петр до самой смерти плакал, слыша пение петуха.

Если павшему Господь говорит: "вспомни, откуда ты ниспал" (Откр.2,6), то и возвеличенный должен помнить, откуда вознес его Господь, чтобы поистине "ни высота, ни глубина" не могли отлучить "от любви Божией во Христе Иисусе Господе Нашем" (Рим.8,39).













Комментарии
12.07.2006 в 13:09

В основании Церкви лежит только один камень - Иисус Христос. Апостол же Петр произнес те слова, которые стали основой, камнем нашей веры, за что и получил свое имя. Именно как образ исповедания. Тут часто путают одно с другим.

Когда Господь восстанавливает Петра в апостольстве после отречения, диалог тоже интересный. Три раза Господь спрашивает насчет любви. Как какой-то обряд непонятный. Зачем ? А оказывается, надо смотреть греческий текст. Два разных греческих слова переводятся на славянский одним - "любовь". Христос спрашивает любишь ли ты Меня (как Бога). Петр на это не дерзает и отвечает люблю (как учителя, человека). В конце спрашивает любишь ли ты Меня (хотя бы как учителя). Тут Петр "оскорбел".
12.07.2006 в 16:58

К чему дорога, если она не ведет к храму?.. (с)
Если не кощунственно говорить о "любимом святом", то для меня это апостол Петр.

Все, что происходит с ним по описанию Евангелия с самого первого прочтения - живо, будто начинаешь узнавать рыбака Симона со всей его горячностью, гордыней, человеческим страхом в своей душе.

Слова "Отойди от меня Господи, ибо я человек грешный" так часто слагаются в собственную молитву, когда от ненависти к ничтожности своей невозможно трудно молиться.

Вспоминается в себе мечтательность в признании "Если и все отрекуться, я не отрекусь" - и тогда говоришь себе "стоп, хватит собой хвалиться".

А если случиться жизнью своей сказать - "не знаю этого Человека"?

Помнить, как Петр плакал, и так же плакать, помнить как после он не поколебался пойти на смерть, и так же не колебаться.

Ничего, необоримого для любви. И маловерие, и гордыня побеждается любовью, исповеданной так отчаянно искренне - "Ты все знаешь, Господи. Ты знаешь, что я люблю тебя".





Отрывок о ап. Петре из бесед А.Сурожского

Встреча Христа Спасителя с апостолом Петром после Воскресения Христова (Ин. 21, 15-19). Петр трижды от Него отрекся; при первой их встрече можно было ожидать — говоря по-человечески, — что Христос его спросит: Не стыдно ли тебе? Каешься ли? Просишь ли ты прощения? Хочешь ли ты снова стать Моим учеником?.. Христос этого не говорит; Он ему говорит: Любишь ли ты Меня больше остальных, больше, чем остальные Меня любят?.. Если мы вспомним другое место Евангелия, где Христос говорит: Кому больше прощается, тот больше любит (Лк. 7, 47), — то это вопрос очень сильный: Сознаешь ли ты, Петр, что тебе должно проститься больше, чем кому-либо из других учеников? Способен ли ты ответить большей любовью на большую любовь, на большее прощение, на большее сострадательное милосердие Божие?.. И Петр говорит: Да! Люблю Тебя! — потому что в это мгновение встречи он не может вспомнить того, что было еще так недавно, в ночь, когда взяли Христа; все, что он переживает сейчас — это встреча со Христом, живая встреча; о чем же говорить? Все остальное, словно кошмар, сон, марево, прошло... И Христос снова его спрашивает о том же: Любишь ли ты Меня, как друг любит своего друга, — а не вообще, общей, универсальной любовью? (В греческом тексте здесь употреблен другой глагол.) Петр говорит: Да! Люблю /..

И в третий раз его спрашивает Христос... Тогда ясно делается Петру, что вся очевидность против него; что можно просто из фактов доказать, что он — предатель, изменник: как же он может говорить о любви? И тут Петр гениально, с гениальностью духа, с гениальностью сердца отвечает: Господи — Ты все знаешь. Ты знаешь, что я Тебя люблю.,.

Здесь мы видим, как Христос отказывается принять доказательство, а смотрит в глубину человеческого сердца и говорит: Да! он поступил не так; он был слаб — но он Меня любит...

16.07.2006 в 16:37

Благодарю Rana Kenobi, Гостя и Валькирию за глубоко прочувствованную и наполненную духовным смыслом тему. Хочется немного добавить и обобщить, использовав духовный труд Ахриепископа Аверкия (Таушева). Четвероевангелие, который во многих Православных семинариях наиболее часто используется в преподавании Нового Завета.

Приведу лишь фрагмент толкования Евангелия от Иоанна Богослова (гл.21, ст. 15-18):

"За искреннее и глубокое покаяние Господь милостиво восстановляет Петра в его апостольском достоинстве. Трижды Петр отрекся, трижды же Господь заставляет его на вопрос: "Любишь ли Меня?" ответить: "Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя" и после каждого уверения поручает ему, как апостолу, пасти агнцев Его, пасти овец Его. "Говорит ему в третий раз: любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий спросил его: "Любишь ли Меня? — Ты знаешь, что я люблю Тебя", (поется поэтому в службе 29 июня на день памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла стихира на "Славу" на "Господи, воззвах")

Совершенно напрасно и неосновательно хотят римо-католики видеть в этом даровании ап. Петру каких-то особенных прав и преимуществ, по сравнению с другими апостолами."Агнцы", которых поручает Господь Петру пасти, это самые молодые, новорожденные, так сказать, члены Церкви Христовой, нуждающиеся в особенной заботливости пастыря, а "овцы" — обыкновенные, уже духовно зрелые члены Церкви, не требующие уже такого, особенно тщательного ухода и заботы. Весьма характерно, что в первый раз Господь спрашивает Петра: "Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?" как бы намекая на то, что Петр обещал Господу большую верность и преданность, чем другие ученики. Характерно и то, что Он называет Петра его прежним именем — "Симон", — а не Петром, ибо отрекшись, обнаруживши неустойчивость, отсутствие твердости духа, он тем самым перестал быть "Петром", то есть - "камнем". Смиренно сознавая глубину своего падения, Петр уже не сравнивает свою любовь к Господу с любовью прочих учеников, и даже вообще не смеет заверять Господа в своей любви к Нему, а только ссылается на Его всеведение: "Ты знаешь, что я люблю Тебя". Мало того, по смирению, вместо слова "любить" - "агапан", употребленного в вопросе Господа и означающего любовь полную и совершенную, Петр употребляет другое слово — "филин", означающее личную сердечную привязанность и преданность. Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребляет это же самое слово "филин". Это опечалило Петра, что Господь как бы подвергает сомнению его личную привязанность к Нему, и поэтому в третий раз он с особенной силой исповедует Ему свою любовь, ссылаясь на всеведение Господа. Как в третий раз он с особенной силой, с клятвой и божбой отрекся от Господа, так Господь принуждает его в третий раз с особенной силой исповедать свою любовь к Нему.

С восстановлением Петра в его апостольском звании Господь соединяет предречение о предстоящей ему к концу его апостольства мученической кончине, к которой приведет его эта засвидетельствованная им только что любовь к Господу".

Толкование Евангельских текстов по архиепископу Аверкию обычно легче воспринимается людьми только начинающими изучать Новый Завет. Но существуют и другие духовные труды Св. Отцов Церкви.

Могу, при желании, дать фрагмент толкования этой же 21-й главы от Иоанна блж. архиепископом Феофилактом Болгарским(1107 г.).

Для тех, кто желает пополнить свои знания о ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛАХ ПЕТРЕ и ПАВЛЕ, рекомендую прочесть 2 поста о них (сюда в сообщество помещать эти посты затруднительно, т.к. они велики по объему), зайдя по ссылкам сюда:

http://www.diary.ru/~dusha19/?comme...postid=15293162

http://www.diary.ru/~dusha19/?comme...postid=15331646