флеркен
Скажите пожалуйстя, как в ы относитесь к Достоевскому вообще (его вед многие исследователи рассматривают в рамках религиозной философии) и к проповедям старца Зосимы из "Братьев Карамазовых" в частности?

Комментарии
25.02.2007 в 15:29

"Лучше умрем здесь, нежели отступим. Можем ли мы когда славнее за веру умереть?" - Великий Магистр Пьер д'Обюссон
Один из моих любимейших писателей девятнадцатого столетия.
25.02.2007 в 16:14

Я могу!
крайне положительно
25.02.2007 в 21:02

не всадник, между тем без головы.
Достоевский... Ну если "Преступление и наказание" - то оч положительно. Интересно читать с точки зрения религиозной философии.
25.02.2007 в 22:03

Любимый писатель
25.02.2007 в 23:14

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
Орлана Бесс

Достоевский - это "наше всё". Очень люблю, особенно Преступление и Наказание. В "Братьях Карамазовых" больше всего впечатляет легенда о Великом Инквизиторе.
26.02.2007 в 00:23

флеркен
Здорово! И всё-таки насчёт старца Зосимы. Мне его проповеди (записанные Алёшей, если кто не помнит) показались весьма... ммм... привлекательными. И если есть книги, которые могут привлечь людей к православию, то, на мой взгляд, именно "Братья Карамазовы" и эти проповеди.



cryptomeria легенда о Великом Инквизиторе тоже впечатляет. Мы её разбирали в универе на интерпретации художественного текста. Даже окончание писали.
26.02.2007 в 12:04

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
Орлана Бесс

Интересно, и чем она у вас закончилась?
26.02.2007 в 12:21

Мне очень нравится произведение Достоевского "Идиот". Там тоже отражается православная вера писателя.
26.02.2007 в 20:50

А мне "Братья Карамазовы" очень по душе. Впрочем и все остальное творчество Ф.М.Д. (Царство ему Небесное!) очень уважаю.

А да, кстати, доброго всем времени суток. Теперь и я с вами. ;-) :hey:
27.02.2007 в 09:30

флеркен
cryptomeria Интересно, и чем она у вас закончилась? Felix qui potuit rerum cognoscere causas как ни странно, уже не помню. Но, кажется, я изобразила что-то вроде хэппи-энда, мол, сам Инквизитор перед рассветом, перед казнью пришёл и, ни говоря ни слова, открыл перед пленником дверь, и тот ушёл. А может и не так может, это мне только сейчас в голову пришло.
27.02.2007 в 14:05

К чему дорога, если она не ведет к храму?.. (с)
Люблю. (если можно чувствовать преданность к книгам, то - предана =)

Что же касается проповедей отца Зосимы, то помню, что они казались мне очень хорошими, тихими, нужными.. но все же легенда о Великом Инквизиторе по силе своей произвела впечатление большее. Тогда впервые представилось мне ясно, что означало и чем было искушение Христа в пустыне - раньше-то оно воспринималось хрестоматийно, заученно, вообщем - никак. И это открытие, конечно, поразило и запомнилось.

28.02.2007 в 13:32

флеркен
Валькирия если говорить о понимании Христа как Бога живого, а не абстрактного, то согласна с тобой. Что касается Зосимы, я хотела узнать, каково отношение к проповедуемой им весёлости, лёгкости (не путать с легкомыслием и поверхностностью) жизни.
04.03.2007 в 19:23

К чему дорога, если она не ведет к храму?.. (с)
Орлана Бесс

Зосима, конечно, говорит - "братья, просите радости", но ведь откуда он эту радость выводит? - от осознания себя за всех и за все виновным. И это уже действитель - не легковесная, не "протестантская" радость.

И он прав, безусловно, в том смысле, что даже покаяние - это, как ни парадоксально - тоже радость, ведь слезы без надежды также бессмысленны, как Распятие без Пасхи. [Как это далеко от того вездесущего уныния и "закутывания в черные платочки", и глаз долу, которое особенно в монастрях сейчас увидишь (причем не среди монашествующих - среди паломников!) Недавно передача была про архимандрида Аллипия, и о нем вспоминали - как он по монастырю (Псково-Печерскому) шел: весь сияющий, полный сил, радости, света, и как это непохоже на то, что мы собой являем (или думаем, что должны являть..)]
04.03.2007 в 22:31

флеркен
Валькирия +1 Помнится, когда мы обсуждали на православном кружке культуру одежды в церкви (длинные юбки, платки) и вообще культуру ождежды, всплыл стереотипный образ православной девушки - светлые убранные волосы, платок, вся в чёрном, постное лицо, очи долу... А ведь пребывание со Христом - это действительно радость!
05.03.2007 в 04:42

Мне кажется главное вести себя естественно. И постное лицо в скорби ипокаянии может быть, хотя оно действительно сменяется радостью очищенной в таинстве прощенной души. У меня например, еще мало очень искреннего чувства, я поступаю так или иначе по тому как считаю это правильным, на уровне разума. и Это увы не только моя проблема. Считает такой человек правильным одеться построже и лицо по серьезнее сделать, вот и делает. В общем-то это мало отличается от того, чтобы вспомнить, что "пребывание с Христом есть радость" и радостно улыбаться. Но это все не страшно для начала вооцерковления, страшно если посчитать, что этого в общем и лостаточно, тогда это превратится в начетничество и маску , все равно постную или радостную. Но если слушаться голоса совести и страться сердцем следовать за Богом, то все будет в меру и к месту и радость и строгость и влице и одежде. И смотреться будет естественно.



А Достоевкий действительно силен! И Братья Карамазовы его, удивительный на мой взгляд пример как художественная литература может быть глубоко духовной.
05.03.2007 в 15:53

К чему дорога, если она не ведет к храму?.. (с)
:friend:
05.03.2007 в 16:45

флеркен
Rumata_Estorskij я поступаю так или иначе по тому как считаю это правильным, на уровне разума. и Это увы не только моя проблема есть такое... Правда, с моей искренней нелюбовью к авторитетам и правилам эта проблема не так страшна, зато я иной раз рискую впасть в слепое отвергание даже вполне рациональных правил... Ох, Господи, помоги нам, грешным...
15.03.2007 в 01:43

"Disgrace has brought me safe this far, and grace will lead me Home..."
Согласен с Руматой...

Возможно многие из этих "угрюмых" паломников пытаются таким образом притянуть внутреннее к внешнему. А если по себе судить - порой остаётся только удивляться своей безчувственности, находясь в Храме. Помню, что раньше такого за собой не замечал (или замечал довольно редко). Радость на лицах ближних, особенно когда она искренняя, конечно радует, но одновременно сильно печалит то, что у тебя самого нет - ни радости, ни скорби.

А Фёдор Михайлович прошёл через многое и съел не один пуд житейской горечи. Поэтому и поведать смог о многом и так правдоподобно. Не знаю, есть ли/был ли кто нибудь из "светских" писателей, кого можно было бы поставить наравне с ним...