понедельник, 23 августа 2010
дважды столкнулась с этим /в одном и том же кругу общения/. и задумалась. и поняла, что прежде никогда вот не то чтобы вживую сталкиваться или наблюдать - а даже, например, в СМИ такого не замечала. может, правда, не обращала внимания; по крайней мере - ничего такого не помню.
искренне надеюсь, что и впредь, как прежде, никогда больше подобного не встречу. но вот подумала - может, стоит обсудить. хотела сначала только здесь, но решила попробовать обратиться также в сообщество "Благодать".
дальшевраги христианства, те да, любят время от времени нас обличать в поведении, недостойном христиан. мол, что ж вы так? где же ваше христианское терпение? где смирение? где доброта? как же это вы зовётесь христианами, а сами вон что творите? не по-христиански вы это!..
ну, от врагов чего и ожидать хорошего... впрочем, обличения полагается всё же принимать - и они бывают полезными. когда сама принимаю их от тех, кто настроен заведомо враждебно христианству, и когда вижу такое со стороны - достаточно спокойна.
но вот столкнулась с тем, что христиан обличают в нехристианском поведении братья по вере... /и даже - в нехристианском мировоззрении. мол, не полагается христианину так считать, что ж ты это себе позволяешь.../
мне это очень не понравилось. поразило. было чувство: как так можно?!
и задумалась: почему у меня возникло такое чувство? во-первых - не ошибаюсь ли? может, это только меня поражает и кажется, что так нельзя, а на самом деле всё нормально? - а во-вторых - если не ошибаюсь, то - в чём причина? почему возникает такое чувство? почему так нельзя?
для себя я ответила. но мне хотелось бы узнать, что думают другие люди.
напишу здесь, что мне вспомнилось по этому поводу.
вроде бы прежде всё же бывало, что христиане обличали друг друга в нехристианском поведении. вроде что-то такое вспоминается из старинной литературы. но представляется, что подобное бывало только в самых вопиющих случаях. и формулировалось как-то... не столь категорично: "Крест-то на тебе есть?.." - самим вопросом предполагается, что всё же есть. такой был способ воззвать к христианской совести ближнего. припомнилось ещё из "В Лесах и На Горах" Мельникова-Печёрского - когда молодого купца родные пытались обидеть при дележе наследства, он сказал: "Что это за турецкий закон такой". но родных турками всё же напрямую не обозвал /прошу уважаемых присутствующих здесь мусульман не принять в обиду; это мышление не моё и даже не автора книги, а только старинного персонажа/.
было выражение - "по-Божески". - но у него другой смысл.
Сам Господь заповедал ясно: "Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". (Мф 18, 14-17).
то есть, отказ считать братом по вере - только в случае, когда претерпел от человека личную серьёзную обиду, и притом человек даже при увещании от Церкви - не признаёт свой проступок.
да и то - было сказано ученикам, Апостолам, а не народу! все мы, христиане, Его ученики - но кто из нас может признать себя достойным этого слова к Апостолам. там дальше - прямо так: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе". (Мф 18, 18).
@темы:
Точка зрения
Начнем с того, что замечания редко бывают приятными вообще в принципе. Замечания по сделанной работе, по твоим каким-то личным действиям, манерам, способам делания дела - они неким образом нарушают свободу человека действовать выбранным способом, уязвляют его самолюбие, уверенность в своих силах.
Замечания же такого рода: "Что ж вы христиане, а поступаете не так (обычно за этим следуют личные соображения и представления человека о том, как по его мнению должны поступать христиане, очень часто они не основаны на религиозных догмах, а только на чьей-то фантазии о том, какого человека считать хорошим)?" уязвляют нечто гораздо более глубокое в человеке. Они задевают чистоту его намерения причислять себя к какому-то исповеданию. То есть, если поступает не так, то уже как бы и не христианин, к примеру. Это очень больно и очень действенно. В этих ситуациях надо помнить следующее: 1) человек, который задевает таким способом - как правило, провокатор, и хочет бурной реакции, оправданий или доказательств, а эту бурную реакцию он еще раз использует против вас, 2) Господь пришел не к идеальным людям, а к грешникам, и именно их сделал своими последователями, христианами, и именно для того, чтобы они стали лучше. Поэтому, если мы в принципе искренне готовы исправляться по слову Христа, то мы можем себя считать христианами, что бы другие ни говорили по этому поводу.
Ну и конечно, подобное уязвление от человека, которого ты считаешь братом по вере, болезненно вдвойне. Но тут надо понимать, что брат по вере такой же неидеальный, как ты, христианин, и ты тоже можешь вольно или невольно задеть подобную струнку у него в душе.
Обличать надо наедине в наше время, если есть что сказать, если ты уверен, что делаешь это ради пользы человека, а не просто потешить самолюбие, и если имеешь некую надежду, что слово дойдет до него, а не впустую, или обидит. Хорошо бы на "обличение" благословение взять: посоветоваться с батюшкой умным, стоит ли говорить то, что собираешься сказать.
Насчет того, чтобы отвергать кого-то до того, как это сделала официально церковь - я думаю, этого делать нельзя.
сейчас постараюсь поточнее обозначить тему для обсуждения /это не вопрос, а тема. для себя я ответила, определила, как к этому отношусь и почему. но хочется узнать, что думают другие; сверить ответы/.
именно. мой ответ такой же.
от врага - безразлично, и даже - готова принять к сведению; да, не должно давать повода порицать имя христианина. и по возможности следует избегать этого, а также - исправляться.
а вот от братьев - не сказать тяжело, не сказать больно и страшно, а - как-то поразительно. что ж, может, они теперь и братьями их называть не позволят недостойному?..