Зверь и Агнец
Когда сравниваешь историю Церкви и Евангелие - можно прийти в ужас. И в голову лезут некоторые безумные выводы.
1. Иисус Христос как странный Политик
Главное в христианстве - это его Основатель. Оставив за бортом почти все самое существенное, но тихое, попытаюсь взглянуть на биографию Христа с крайне неадекватной и плоской - политической - точки зрения; кого-то это может покоробить - заранее прошу прощения.
Он рождается в небогатой семье в провинциальной стране, окупированной ненавистным римлянами. В каком-то возрасте Он понимает, что должен выполнить великую миссию, бросает дом и работу и скитается туда-сюда. Причем невозможно понять Его программу - установление Царства Божия: с одной стороны, она вписывается в традицию Израиля, с другой - каждый понимает это по-своему. Он набирает абсолютно негодную - с точки зрения влияния - команду: из незнатных необразованных провинциалов, которые даже по складу душевному - отнюдь не лидеры.
Внутри Израиля официальную власть держат постмодернисты-саддукеи, но неформальными народными лидерами являются фарисеи - и с ними-то Иисус особенно резко идет на конфронтацию. Есть еще и почти террористы, зилоты, для которых Иисус интересен как потенциальный вождь восстания против римлян. Их Он тоже разочаровывает. Он даже общается иногда с римлянами - и вообще предпочитает водить компанию с маргиналами: с прокаженными, самарянами, коллаборационистами из налоговой инспекции, проститутками. И совсем не ищет поддержки людей влиятельных и пользующихся уважением.
Его рейтинг резко подскакивает в момент, когда Он торжественно въезжает в Иерусалим на осле. Толпы встречающих, "Осанны!", ветки пальм (представителей масс-медиа не было только потому, что их еще вообще не было; но Иерусалим переполнен паломниками, поскольку вся страна собирается сюда к Пасхе). Сцена известная, читайте Евангелие, например от Луки гл. 19, где также сказано (стих 41): И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем...
Сцена трагикомична и загадочна. Христос участвует в акции добровольно, даже заранее заботится о ее приготовлении. Но встречает народный восторг - с печальным лицом. Он знает, чего стоит энтузиазм толпы… Он - едет на смерть.
Событие празднуется в "Вербное воскресенье" (кстати, сценка с византийской тяжелой важностью воспроизводилась - до Петра I - на Красной площади: патриарх сидит на осле, осла под уздцы ведет царь). Евангельская картинка гениально и точно передает "триумфальное победное" шествие Церкви сквозь толщу истории - во всей его амбивалентности. И не только.
За несколько дней, проведенных в Иерусалиме, конфликт с фарисеями обостряется до предела. Те совещаются, что с Ним делать, и готовят трагический конец.
Уже без медиа-толпы, в кругу самых близких, в кругу учеников, Он празднует Пасху - за несколько часов или даже минут до ареста. Это то, что называется "Тайная вечеря", четверг, ночь перед смертью. Кроме установления центрального христианского таинства, Евхаристии, тогда происходит еще нечто чрезвычайно важное. Он неожиданно начинает умывать ноги ученикам (традиционная услуга раба), а они - действительно считающие Его Учителем и Господином - в шоке. (Ин. 15) Это - радикальнейшая революция в истории, переворот представлений о власти, учреждение нового социального порядка. А потом Он еще и говорит: "Да, Я действительно Господин, и потому и вы должны поступать так же…" Совсем другая картина власти, иерархии, авторитета. В частности, модель церкви. И альтерантивная модель общества. Разрушительная для старого порядка. Кстати, Папа Римский в Великий четверг до сих пор торжественно моет ноги кардиналам.
Тут же Его хватают - Он становится все бессильнее и разочаровывает даже самых верных и близких. Саддукейский синедрион вынужден просить римлян санкционировать казнь Иисуса. Интересно, что Пилат - представитель ненавистной Империи - пытается, правда вяло, Его спасти, применяя свои политтехнологии: "Царя ли вашего распну?" - но безуспешно. Позорная казнь с уголовными преступниками. Точка. (Воскресение поставим в скобках: это тишайшее событие, только для самых близких, начисто лишенное всякой пиарности; даже современники-враги могли его смело игнорировать.)
2. Власть Агнца.
Понять Иисуса не так просто. Его отношение к власти - парадоксально. Он ни за, ни против иерархии (в Церкви или в обществе), властей, авторитетов и т.д. Просто - по ту сторону (в этом значение известной сценки с динарием Кесаря, Лк. 20, 20-26), но вовсе не смысле "потустороннего", загробного.
В Великий Четверг Он высказался о природе власти очень сильно. Иерархия, лестница позиции и влияния - была и у пещерных людей - и раньше; есть и у обезьян - и ниже по эволюционной лестнице. И любой лидер стремится лидировать, подниматься выше и выше, пока может. А умовение ног как бы говорит: со зверотехнологиями покончено, они неизбежны в человеческом сообществе, они естественны, они будут, но вам следует вести себя оригинальнее. Возможно, Иисус с печалью добавляет: Если это знаете… Прежде всего, разумеется, это модель для Церкви; но тут есть и модель для общества, каким его желал бы видеть Бог. (Есть и много других мест, оставленных мною вне внимания: тема бедности-богатства в Евангелии, например, выражение Петра о власти от Бога - которым любят оправдывыать сервилизм, некоторые высказывания Христа.)
Из этой позиции следует и парадоксальное отношение христианина к власти внешней: иногда он лояльнейший и честнейший гражданин, но приходит момент - и он неожиданно говорит свое "нет" и стоит на своем с несокрушимым упорством.
С точки зрения умения использовать власть Иисус из Назарета - никчемный политик. Но: сегодня вряд ли один человек из десяти вспомнит, как звали римского императора, властителя вселенной, при котором все это происходило. Этот загадочный Человек странным образом - победил. Впрочем, победил ли?
3. Историческая мозаика
И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами...
Откровение, глава 13
Римская Империя (изображенная в Апокалипсисе в образе Зверя) нюхом чувствовала опасность существования христиан. Вроде бы толерантная к разным идеологиям и верованиям, она периодически устраивала гонения на безобидных, добросовестных, честных людей. Впрочем, эти сверхнадежные граждане иногда могли с невиданной смелостью противостоять государству. "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5.29). (Говоря ниже об Империи, государстве, я не имею в виду конкретно Рим, Россию, Византию, Америку, Европейский союз и т.д., но любые безличные структуры общественной власти.)
Потом христианство было узаконено, потом - при императоре Константине - становится официальнорй религией. И государство незаметно, но эффективно и быстро подминает под себя Церковь. Почему? Как могло случиться, что вчерашние мученики, не боявшиеся Зверя, вышли из подполья и - Зверя прославили? И довольно скоро стали - мучителями. И исполняли звериные госзаказы или же натравляли Зверя на врагов Церкви.
Церковь, став государственной, усвоила технологию Зверя, римской Империи. Совершенно неадекватную Евангелию. Победив, она проиграла: и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю этому? и кто может сразиться с ним? (Откр. 13,4)
Не буду говорить отдельно про Запад и Восток - тут есть нюансы, но в главном - там и тут происходит одно и то же. Можно привести сотню исторических (экономических, социальных, психологических) объяснений, почему Церковь - как организация - отказалась от Евангелия, но для меня есть главное объяснение: христианство не так просто, ибо строится на личности. Тут все носит личностный характер - или теряет смысл вообще. Пока на макросоциальном уровне Евангелие почти не воплощается. На личном уровне - в святых - воплощается, причем - во все века и эпохи. На микросоциальном, в малых группах, иногда воплощается, есть отблески, по крайней мере. На общественном уровне - пока нет, или лишь в периоды, когда Церковь гонима.
Есть и другой, исторический - и оптимистический - ответ: христианство было изначально рассчитано на многие тысячелетия. Но какую-то закваску - как для самой Церкви, так и для общества - оно продолжает в себе нести, в какой бы мрак ни погружалось. Если бы не так, оно бы давно выродилось и стало историей и этнографией.
Если перескочить на русскую историю, то можно заметить, что особенная порча Церкви происходит параллельно с созданием Империи вокруг Москвы ("Третий Рим" - для меня это звучит зловеще). Например, великие князья назначают себе митрополита из русских, отказавшись от главенства Константинополя и превращая Церковь в нечто национальное, потом самовольно учреждают патриаршество. Так, в 1525 году один из первых придворных национальных митрополитов, Даниил, ученик Иосифа Волоцкого, делает невозможное прежде: разводит - для гос. пользы, дабы великий князь имел потомство - Василия III-го с первой женой. (Зверь разрушает не только Церковь, но и обычную человеческую жизнь.) Попутно громят тех, кто протестует. Церковь становится совсем ручной. Позже Петр I лишает и тени уважения все церковное, если оно не является частью госапппарата. Остаются отдельные, одинокие, как огоньки во мраке, святые; история же церкви как организации - это просто кошмар. Отсутствие социального сознания, стремления к справедливости в Церкви - закономерно порождает атеистическую большевистскую революцию... На какой-то период в двадцатые-тридцатые годы ХХ века, лишенная всего, уничтожаемая физически, Церковь снова приближается к евангельскому идеалу, но потом...
4. А дальше?
Налицо трагический разрыв между замыслом - и воплощением. История Церкви парадоксальна - она расцветает в гонениях, а побеждая - теряет свою силу, когда превращается в социальные институты и занимает свое место в обществе.
С другой же стороны - Церковь не может быть какой-то "чисто духовной", аморфной абстракцией. Она именно что призвана воплотиться в истории. И как социальное тело, в частности. Но пока этого воплощения еще не произошло.
И при всем при том она не умирает, она, как живой организм, не только адаптируется, но и обновляется. Но ее жизнь - не в организации, а в людях; социальная, политическая, экономическая точка зрения тут просто неадекватны предмету.
Две тысячи лет (или четыре, поскольку в ней продолжается линия Ветхого Завета) - это невообразимо много; но мне все кажется, что Церковь не стара, а лишь делает первые шаги, как ребенок, который учится ходить.
Государство же, как и раньше, всегда будет пытаться ее использовать. Может быть, Церковь призвана очеловечить Зверя, - но сперва ей придется выгнать Зверя из самой себя. Сколько веков или тысячелетий на это уйдет - не знаю, но борьба в той или иной форме неизбежна, - борьба между Зверем и Агнцем, если говорить языком Апокалипсиса.
Михаил Завалов. "Зверь и Агнец".
Зверь и Агнец
Когда сравниваешь историю Церкви и Евангелие - можно прийти в ужас. И в голову лезут некоторые безумные выводы.
1. Иисус Христос как странный Политик
2. Власть Агнца.
3. Историческая мозаика
4. А дальше?
Когда сравниваешь историю Церкви и Евангелие - можно прийти в ужас. И в голову лезут некоторые безумные выводы.
1. Иисус Христос как странный Политик
2. Власть Агнца.
3. Историческая мозаика
4. А дальше?