Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:01 

Архимандрит Ефрем: Богородица пребывает в каждом сердце

Ученик с последней парты
Ортокопипастер
В дни пребывания в Екатеринбурге Честного Пояса Пресвятой Богородицы игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии встретился с мирянами и ответил на их вопросы. Вот некоторые из них.


– Далеко ли ваш монастырь находится от монастыря Пантелеимона Целителя, и как вы общаетесь с русскими монахами?

– Не очень далеко, и отношения у нас хорошие. К нам однажды приехал генеральный секретарь Европейского Союза. И все монастыри, которых двадцать на Святой Горе, и у каждого монастыря самоуправление, как у отдельного государства, проехал. И сказал: «Я удивляюсь, как вы десять веков подряд умудряетесь так дружно жить, а мы в Евросоюзе постоянно ссоримся». Я ему ответил: «Вы сотрудничаете ради «хриса», по-гречески значит – золота, а мы – ради Христа».

– Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко Святому Причастию? У нас в традиции – миряне должны поститься три дня, а священники не постятся перед Причастием. Чем объясняется такое различие?

– Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще.

– Что Вы посоветуете человеку, находящемуся в духовном расслаблении, но желающему спасения?

– Важно, чтобы у него была стабильная программа постоянства духовного, и чтобы он с точностью соблюдал ее. А когда расположенности нет, чтобы он понуждал себя к этому распорядку.

– Как Вы относитесь к глобализации?

– Если иметь в виду процессы смешивания всех стран и культур в одно, то этого никто не добьется. Это просто их попытка, и мы как православные этого не принимаем, конечно. Мы не хотим глобализованных людей, а мы хотим глобальных, то есть вселенских людей. А вселенскими являются святые, которые своими молитвами весь мир в объятия берут.

– Отче, вчера мы имели счастье приложиться к Поясу Пресвятой Богородицы. Стеклянная поверхность, которая укрывает святой Пояс, украшена камнями, расположенными несимметрично. Какова символика такого украшения?

– Никакой символики там нет, как нам сделали ковчег, мы так его и приняли, и эти камни мы не убираем, потому что они тоже освящены. Вы на камни смотрели или на Пояс?

– Дорогой батюшка, как правильно приучить детей к церковной службе, чтобы они, вырастая, не бежали из храма?

– Детей в храм берите на службы, но не на все, потому что столько часов дети не могут держаться. Если на пять часов поведете ребенка, он из храма убежит, берите его на час. Здесь нужно рассуждение, а давлением и принуждением это дело не выйдет. Поэтому и говорят, что самая высокая добродетель вообще – это рассуждение. Добро, говорят, не является добром, если оно делается недобрым образом.

– Как правильно детей воспитывать – наказывать ремнем или все прощать?

– Будьте снисходительны к детям. Давление и чрезмерная строгость никогда пользу не приносят, а помогает, прежде всего, молитва. Не говорите детям много о Боге, а говорите с Богом много о детях.

– В Вашем монастыре молятся о тяжких женских грехах? Если да, то как Вам можно заказать молебен, или молиться дома с поясом Пресвятой Богородице? Спасибо.

– Монахи обо всех людях молятся, и это тайна, как молятся монахи. Однажды к нам пришел монах очень высокого уровня духовной жизни и сказал, что он всю ночь молился о беременных женщинах, которые должны рожать и у которых есть затруднения. А другой монах ему отвечает, что когда один монах долго молился, его в это время турки захватили. И говорил тот монах, что турки его очень мучают. Что я хочу сказать? Когда сердце у монаха становится Христосердцем, тогда он начнет молиться обо всех людях, и даже о таких отдельных группах. Старец Паисий говорит: «Если все, что я переживаю, я расскажу, то меня просто сумасшедшим посчитают». Он иногда говорил, что молился очень много за все супружеские пары, у которых есть опасность развода. И как бы в Духе Святом приходил в их дома и невидимо их умиротворял. Он говорил: «Бывал я и в Австралии, и на Кипре, и в России, и в Афинах в Духе Святом». У человека Божия есть очень большие силы и возможности.

– Как бороться с помыслами на молитве? На Афоне все монахи владеют внутренней сердечной молитвой или только некоторые?

– Во-первых, когда помыслы приходят во время молитвы, мы должны просто ими пренебрегать, не обращать на них никакого внимания. А что касается монаха с сердечной молитвой, никакое пока еще исследование не проводилось, каково число этих монахов. Они есть, и немало, но все стараются ее стяжать.

– Как вернуть утраченную веру?

– Молитесь, просите Отца Небесного, стучите, и откроется вам, ищите и найдете. Потому что настоящая вера в Бога – это дар Божий, это сверху идет.

– Ваше отношение к экуменизму, Ваше мнение о единой электронной карте? Помолитесь, пожалуйста, за братьев Свято-Троицкого мужского монастыря села Тараскова.

– Экуменизм – это течение, которое стремится, чтобы все христианские вероисповедания сошлись на чем-то. Мы вообще не против диалогов, но у этих диалогов должны быть правильные предусловия. Прежде, чем мы пойдем на такие собрания, мы должны знать, что мы принадлежим к единой Святой Соборной Апостольской Церкви.
Насчет же карты гражданина, как у нас называют электронные паспорта, мы против этого. И даже не духовно, потому что это не печать антихриста, которая будет на руке и на лбу, а потому что так уменьшается уважение к человеческой личности. Правительство, которое недавно избрали в Англии, чтобы сделать себе рекламу, в своей предвыборной программе говорило, что они не примут карту гражданина. Конечно же, не из-за духовных причин, у них духовных интересов вообще нет. Потому что, вводя карту, прямо наступают на свободу личности. И поэтому думаю, что и теми паспортами, которые сейчас существуют, вы можете пользоваться, не надо создавать искушений на ровном месте, как говорится.

– Отче, прочитала в интернете, что Пояс Пресвятой Богородицы просили привезти в разные страны, но им было отказано. Почему такая милость была оказана нам, грешным?

– Мы очень хотим сделать приятное вашей стране. Наверное, уже шесть лет нас просят привезти Пояс, к нам приезжали многие известные люди, даже министры и епископы, с такой просьбой. И Святейший ваш Патриарх, после того, как написал письмо в нашу обитель с просьбой принести Пояс, чтобы быть уверенным в успехе, написал письмо во Вселенскую Патриархию, прося их попросить нас. И эти два фактора как-то обязали нас. Да мы и сами этого очень желали. Наверное, настала, как говорится, полнота времени. Когда господин Путин приехал в Санкт-Петербург и в аэропорту встретил святой Пояс, в нашей беседе он сказал: «Благодарю, что вы привезли эту святыню в нашу страну в то время, когда у всего мира период кризисный, и у нас в том числе, и наш народ очень в этом нуждается».

– Спаси Вас Господи, отче Ефрем, и всех монахов вашей обители за величайший дар, который вы подарили России. Сейчас стоит вопрос, сохранится ли Россия? Глядя на огромные очереди к святому Поясу Пречестной Царицы Небесной, со слезами верую: России быть. Спаси и сохрани Вас Христос. Раба Божия Ольга.

– Не бойтесь, Россия не развалится, наоборот, укрепится. И сыграет главную и очень большую роль в деле спасения всего Православия на Земле.

– Можно ли спастись современному человеку, живущему в миру? Что самое главное в духовной жизни? Спаси Господи.

– Сказали, что человек может спастись в любой период истории, главное, чтобы он жил правильно церковной жизнью.

– Дорогой отец Ефрем, цель христианина – спасение своей души. Полезно ли думать и заботиться о спасении души своих ближних? Что посоветуете?

– Когда человек начинает прилагать усилия в духовной жизни, у него просвещаются ум и сердце. У него в сердце рождается некая соборность, и потому его уже заботят и другие, он сопереживает им, ему больно за других людей. Человек может печалиться обо всех и в то же время быть постоянно в радости. Такое величие у духовного человека, потому что радость – это не психическое, а духовное состояние. Ведь радость – это плод Святого Духа. Как сам апостол Павел перечисляет: плоды Духа – любовь, радость, воздержание, долготерпение и так далее.
У людей, которые не живут в Церкви, нет того, что они могли бы иметь, они как живые мертвецы, потому что Христос сказал: «Я путь, Я истина, Я жизнь». Истина – не идеология, истина – это лицо. Поэтому Пилату Христос и не ответил на вопрос: «Что есть истина?». Знаете, что говорят святые отцы? Если бы Пилат спросил правильно, Христос бы ответил. А правильно надо было поставить вопрос так: «Кто есть Истина?» И тогда бы Христос ответил: «Я есть Истина».

– Отче, можно ли прикладываться к Поясу в нечистоте, ведь Пояс всего три дня пребывает?

– Если здесь имеются в виду те периоды, которые бывают у женщин, здесь большая ошибка совершается, к сожалению. Я знаю, что в России в критические дни женщины и к иконам не прикладываются, и даже в храм не ходят. Это ошибка. Можно делать все, только не причащаться.

– В нашей стране скоро выборы Президента; как православному человеку относиться к выборам, если нет доверия ни к кому, правильно ли устраняться?

– В политике мы должны руководствоваться следующим образом: из двух зол выбирать меньшее. Не ждите идеальных состояний, но вы как страна находитесь в гораздо лучшем состоянии, чем Греция. Там в министров и президентов сметану бросают и яйца, здесь хотя бы не дошли еще до этого.

– Верите ли Вы в возрождение монархии в России? Как это возможно?

– Не думаю, что можно восстановить монархию в России, это, наверное, все уже достояние прошлого.

– Что имел в виду Господь, когда говорил: «Горе будет беременным и питающим сосцами». Некоторые старцы не советуют жениться в последние времена.

– Это глупость какая-то. Христос говорил не о том, чтобы замуж не выходить; здесь говорится, что когда придут те дни, для этих женщин будет самый трудный период. И я вам советую: занимайтесь Христом, а не антихристом, потому что это нездоровое духовное состояние, когда мы постоянно говорим об антихристе, о кончине века и так далее. Некоторые очень много занимаются этой темой.

Полностью можно прочитать здесь

Комментарии
2011-11-24 в 15:26 

Освит
Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
Если у нас бросить яйцо в первое лицо...

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Православная @община

главная